Государственные символы Чувашской Республики

   Официальными государственными символами Чувашской Республики являются: Государственный флаг Чувашской Республики, Государственный герб Чувашской Республики и Государственный гимн Чувашской Республики.

    Правовой статус государственных символов установлен Законом Чувашской Республики от 14 июля 1997 г. № 12 «О государственных символах Чувашской Республики».

    В Законе сказано, что «Государственные символы Чувашской Республики — достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством. Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, должны уважать государственные символы Чувашской Республики».

   Законом Чувашкой Республики от 19 апреля 2004 г. № 1 «О Дне государственных символов Чувашской Республики» 29 апреля установлен днем Государственных символов Чувашской Республики.

Государственный герб Чувашской Республики

    Герб зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 207.

   Герб был утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г. «О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики»; Законом Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики» от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года).

   Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой – «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики — Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца».

    Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке ленты с надписью «Чăваш Республики – Чувашская Республика».

    Композиция герба делится на две строго симметричные части – левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

    Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.

    Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

  Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

   В центре щита расположена эмблема «Древо жизни», выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях.

   Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору — чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

   Ствол и ветви «Древа жизни» образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны «Древа жизни» составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола – 1/4 часть высоты щита, ширина ствола – 1/8 часть ширины щита.

   Эмблема располагается над центральной частью герба – щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

    Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны «Древа жизни».

    Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

    Автор герба Чувашии – Элли Михайлович Юрьев (1936-2001 гг.)

Государственный флаг Чувашской Республики

    Флаг зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 208.

  Утвержден 29 апреля 1992 года Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики; подтверждён Законом Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики» от 14 июля 1997 года № 12.

  Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8. Основная эмблема Государственного герба – «Древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом.

    Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

   В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем «Древо жизни» и «Три солнца». 3/5 части ширины флага занимает эмблема «Древо жизни». Ствол и ветви «Древа жизни» образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола «Древа жизни» составляет 6,5 процента длины флага.

  Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей.

   Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются «ветвями» в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору – чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

   Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над «Древом жизни» в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на «ветви Древа» в виде национального орнамента центральной части композиции «Древо жизни». Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на «ветви Древа» в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции «Древо жизни».

    Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага.

   Полотнище флага крепится к древку, завершающемуся в виде рельефно-объемного изображения эмблемы «Древо жизни», составляющего по высоте 10 процентов длины флага и по ширине – 7,5 процентов длины флага.

    Автор флага – народный художник Чувашской Республики Элли Михайлович Юрьев.

Обоснование символики:

    Цвета государственного герба и флага – желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) – традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сарă) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет – один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании – достоинство, могущество, мужество, сила.

    Эмблема «Древо жизни» – знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных несчастьях. Симметричность композиции «Древа жизни» выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

    «Древо жизни» состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов «ветвями Древа» в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики – чуваш, проживающих на территории республики.

    Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу «Древа» и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между «ветвями» главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей.

    Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага – «Древо жизни», означает чувашское народное понятие «Пулнă, Пур, Пулатпăр» («Были, Есть, Будем») и является его графическим выражением.

Гимн Чувашской Республики

Текс на чувашском языке:

Исполнение песни по ссылке: http://nasledie.nbchr.ru/upload/music/gimn.mp3

Текст на русском языке: 

    Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют современное звучание и значение.

   Идея создания общечувашского гимна появилась еще в 1905 году, когда поэт Яков Турхан на музыку российского гимна написал стихи «Патшалăх юрри», где призвал к мирному и равноправному сосуществованию различных культур в составе российского государства. Автор пытался опубликовать его в первом номере газеты «Хыпар» в январе 1906 года для того, чтобы ознакомить широкие круги и распространить ее среди чувашей. По мнению исследователей она не была опубликована из-за того, что ее не приняла часть интеллигенции, возражавшая против использования музыки имперского гимна.

  Осенью 1917 года священник Тарас Кириллов сочинил стихотворение «Чӑваш халӑх юрри» и сам же написал для него музыку. Но и эта песня с религиозным содержанием не нашла поддержки. И только в начале января 1918 года студент Казанского университета, руководитель чувашского хора в Казани Тихон Данилович Алексеев (Алексеев Тихон Данилович (1896-1969) – чувашский музыкальный деятель. В 1917 г. студент Казанского университета, автор «Чувашского гимна», созданного в январе 1918 г. В 1917-1920-х гг. один из организаторов профессиональных хоровых коллективов Чувашии, дирижер. Участник Гражданской войны. В 1921-1937 гг. работал в Представительстве Чувашии при Наркомнаце РСФ С Р (с 1923 г. при Президиуме ВЦИК)). создал тот гимн, который был поддержан всей чувашской интеллигенцией – на музыку русского композитора А. Т. Гречанинова «Да здравствует Россия, свободная страна».

   Первое его исполнение состоялось 14 января 1918 г. в г. Казани на премьере первого чувашского спектакля. Но о принятии гимна, предложенного антисоветски настроенной чувашской интеллигенцией, да еще положенного на музыку А.Т. Гречанинова, ассоциировавшегося с Временным правительством, не могло быть и речи.

   В марте 1918 г. появилось стихотворение Эндри Турхана «Чӑваш марзельесе», но оно не нашло поддержки уже среди чувашской демократической интеллигенции.

   Появление «Чувашского гимна» 1918 г. связано с деятельностью творческой интеллигенции, которая искала и выдвигала новые национальные проекты по образованию и развитию чувашского профессионального музыкального искусства.

   Основой современного гимна послужила песня «Тӑван Ҫӗршыв» (Родина, Родной край), написанная ещё в середине XX века чувашским поэтом Ильёй Тукташем и заслуженным деятелем искусств РСФСР Германом Лебедевым.

   Композитор создал её для пьесы Петра Осипова «В родном краю», которая была поставлена в Чувашском академическом театре в сезоне 1944—1945 годах. Уже первое исполнение было восторженно воспринято залом. Впервые свой статус неофициального гимна Чувашии песня приобрела во время знаменательного события 30 октября 1950 года. Тогда в Колонном зале Дома Союзов в Москве отмечали 30-летие Чувашской АССР. На этом торжественном вечере Чувашский государственный ансамбль песни и танца исполнил песню в сопровождении симфонического оркестра.

  У чувашей сохранилась многовековая традиция исполнения народных ритуальных песен, призывающих к национальному единению, памяти предков, сплоченной работы и уверенности в будущем. Одной из таковых была песня-гимн «Алран кайми аки-сухи». Но были мнения о том, что эта песня не подходит в качестве современного гимна и ей нужно искать альтернативу. Из наиболее серьезных замечаний называлось то, что она исполнялась в народе преимущественно верховыми чувашами, была сложна в исполнении и по содержанию мало отображала современную жизнь. К тому же эта песня – национальный гимн чувашей и недостаточно отображает чувства других народов, живущих на территории Чувашской Республики.

   В качестве альтернативы называлась песня, написанная в 1945 г. для спектакля по пьесе П. Н. Осипова «В родном краю» под названием «Тӑван ҫӗршыв» («Родина») на стихи И. С. Тукташа и музыку Г. С. Лебедева. Другим претендентом на гимн была песня «Эпир пулнӑ, пур, пулатпӑр» («Мы были, есть и будем») на стихи П. П. Хузангая. Несмотря на то, что песня-гимн «Алран кайми аки-сухи» в итоге не получила статус государственного гимна, но сохранила важный общенациональный статус, когда в октябре 1992 г. она стала официальным гимном Чувашского национального конгресса.

   В декабре 1990 г. был объявлен конкурс на выбор песни для государственного гимна. Было прислано 16 работ, но комиссия сразу же отсеяла 7 из них, не удовлетворявших условиям конкурса. Остальные гимны были продемонстрированы по радио и телевидению в исполнении хора Гостелерадио Чувашии, а тексты опубликованы в печати. Наибольшее предпочтение получила песня «Тӑван ҫӗршыв» на музыку Г. С. Лебедева и стихи И. С. Тукташа. Но у нее были свои недостатки, текст стихотворения И. С. Тукташа также не соответствовал строгим условиям конкурса. В результате конкурсная комиссия пришла к выводу утвердить музыку Г. С. Лебедева как окончательный вариант гимна и объявить новый конкурс для стихов. 6 ноября 1991 г. постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской ССР было издано новое положение о конкурсе и утвержден список специальной конкурсной комиссии по оценке проектов текста государственного гимна Чувашии, куда вошло 15 человек. На этот конкурс поступило 35 разнообразных стихотворений, из которых конкурсная комиссия отобрала 5 соответствующих требованиям конкурса и в январе 1992 г. опубликовала в республиканских газетах. 6 апреля 1992 г. было принято решение оставить принятый скорректированный текст песни.

  Свой официальный статус гимна песня приобрела после принятия 1 июля 1997 года Государственным Советом Чувашской Республики Закона «О государственных символах Чувашской Республики», подписанного Президентом Чувашии.